Тенденции рынка автошин в 2022 году: к чему следует готовиться автомобилистам
Сезонный спрос на летние шины, как правило, начинает увеличиваться примерно с середины/конца марта. В это время многие автолюбители начинают задумываться о покупке новой резины. При этом возникает достаточно сложный выбор между отечественными покрышками, китайскими моделями и дорогими автошинами от европейских, японских или американских производителей.
Перед летним сезоном 2022 выбор автомобильной резины на российском рынке значительно сократился. Многие шинные компании либо ушли из России, либо временно заморозили производство и реализацию своей продукции. Если раньше спрос устойчиво балансировал между отечественной и импортной брендовой продукцией, то с марта 2022 года он сместился в пользу российских и китайских компаний, которые продолжили снабжать внутренний рынок РФ, несмотря на санкционное давление. Но даже у этих фирм возникают некоторые трудности, обусловленные в первую очередь поставками сырья. Об этом немного подробнее.
Почему закрываются заводы некоторых шинных компаний в России
Для западных компаний и некоторых азиатских предприятий (например, японского гиганта Bridgestone) уход из РФ связан с политическими мотивами. Хотя эти корпорации останавливают производство, их шины в большинстве случаев еще остаются в продаже – за счет больших остатков на складах. У разных производителей этих запасов хватит примерно на 2-6 месяцев, после чего их продукция, вероятнее всего, исчезнет с российского рынка.
Шинные предприятия из России и партнерских стран сталкиваются с другими проблемами. Основная сложность – поставки некоторых ингредиентов резины, которые производятся лишь в конкретных странах. Если с базовыми компонентами особых трудностей нет (с поставками искусственного каучука, сажи и др.), то с высокотехнологичными присадками дело обстоит хуже. Они необходимы для достижения высокого качества шин, но сейчас их попросту негде брать. И даже «хитрые» логистические схемы, подразумевающие поставку сырья через посреднические страны, не могут полностью решить эту проблему. Во-первых, сырье будут дольше доставлять на заводы. Во-вторых, это отразится на стоимости покрышек, которая и без того резко возросла с начала 2022 года.
О подорожании шин
С конца февраля 2022 года курс российского рубля к доллару США резко возрос, хотя уже к началу апреля стал относительно стабильным и практически вернулся к исходным значениям. Но этот скачок неизбежно отразился на шинной индустрии в РФ. Дело в том, что некоторые виды сырья для покрышек, а также производственное оборудование и технологическое оснащение закупаются за рубежом. Соответственно, расчеты проводятся в иностранной валюте. Финансовые потери, вызванные ослаблением рубля, компенсируются за счет подорожания автошин. Кроме того, компании-производители имеют лизинговые и кредитные обязательства в валюте.
Частично такое подорожание компенсируется за счет экспорта российских покрышек в другие страны, где они продаются в иностранной валюте и, соответственно, производители получают валютную выручку. Но в текущей ситуации отечественные предприятия нацелены в первую очередь на удовлетворение нужд российских потребителей, поэтому на экспорт уходит лишь незначительная доля производимых шин. Более того, из-за санкционных ограничений значительно сократился перечень стран, которые продолжают закупать авторезину российского производства. Все перечисленные факторы неизбежно сказываются на рыночной стоимости шин, и с этим приходится мириться всем – и производителям, и потребителям.
Удастся ли найти шины редких типоразмеров
Покрышки популярных и востребованных размеров, наподобие 175/65 R14 или 225/45 R16, производятся и будут производиться в достаточных количествах, несмотря на все трудности и неожиданности, с которыми сталкиваются шинные компании. И хотя выбор брендов будет более ограниченным, чем в сезоне 2021 года, он все же будет. Возможно, вместо флагманской резины Michelin многие перейдут на средний или бюджетный ценовой сегмент – Белшину, Viatti, Каму или другие марки.
С крупными (от R19 и выше) или «экзотическими» типоразмерами ситуация сложнее. Например, в эту категорию можно отнести покрышки 195/50 R20 для Renault Scenic IV. Такие шины будет сложно найти даже в модельных рядах российских компаний. Отечественные производители в большинстве случаев выпускают резину начальных или средних типоразмеров (от R13 до R17-R18), тогда как колеса больших диаметров чаще поставлялись зарубежными фирмами. Поэтому если в авто используется такая резина, то о покупке нового комплекта следует задуматься как можно скорее, пока окончательно не иссякли складские запасы из предыдущих поставок. В будущем, если партнерство с зарубежными фирмами не будет восстановлено, такая резина временно будет в серьезном дефиците, прежде чем российские компании освоят ее производство и проведут соответствующую модернизацию своих заводов.