Что такое омологированные шины
Шины, которыми комплектуют новые автомобили на заводах, выбирают не случайным образом. Каждый автопроизводитель сотрудничает с определенными шинными компаниями. Еще на стадии проектирования автомобиля рассчитывается нагрузка на передние и задние колеса, определяется тяговое усилие, скорость разгона до 100 км/час и др. Учитывая все эти нюансы, автопроизводитель составляет техническое задание для изготовителя шин. Тот, в свою очередь, проектирует покрышки в строгом соответствии с требованиями. При этом фирма-производитель шин может как разработать новую модель резины «с нуля», так и модифицировать уже существующую. Процесс адаптации покрышек к определенной модели автомобиля называется омологацией. Соответственно, шины, которые спроектированы для конкретного авто, называют омологированными.
Основные отличия омологированных шин
Обычные покрышки, ориентированные на широкую целевую аудиторию, как правило, не имеют каких-либо ограничений по совместимости с автомобилями. В большинстве случаев достаточно, чтобы они подходили по диаметру, высоте и ширине профиля, а также по индексам скорости и нагрузки.
Для комплектации автомобилей премиум-класса этого недостаточно. Установка произвольных моделей шин может привести к тому, что динамические характеристики авто будут заметно отличаться от заявленных. Например, при использовании неподходящей резины может увеличиться время разгона до «сотни», длительность прохождения кольцевой трассы, боковая устойчивость и др. Также это может повлиять на работу электронных систем безопасности.
При разработке омологированных шин производители учитывают ряд специфических требований к таким параметрам:
- управляемость на сухих и мокрых дорогах;
- стойкость к боковому и продольному аквапланированию;
- сопротивляемость качению;
- вес покрышек;
- уровень шумности;
- запас хода;
- прочность и грузоподъемность;
- величина тормозного пути и многое другое.
Производители автошин занимаются омологацией покрышек довольно давно. Ярким примером является итальянская резина Pirelli PZero. Если в 80-е годы эти покрышки адаптировали к автомобилям всего по трем параметрам, то со временем количество критериев, учитываемых при их разработке и омологации, значительно увеличилось.
Иногда от омологированных шин зависит даже безопасность движения. Если покрышки не адаптированы к конкретному автомобилю, то при слишком высокой скорости они могут перегреться или разрушиться, что гарантированно приведет к аварии. В омологированных шинах для таких случаев применяют специальные резиновые смеси, которые могут сохранять нужные свойства даже при интенсивном нагреве, возникающем из-за трения при высокочастотном вращении колес.
Как понять, что шины омологированы для автомобилей определенной марки
Покрышки, прошедшие омологацию и разработанные в соответствии с требованиями автопроизводителей, имеют специальные обозначения на боковинах. Их можно увидеть в таблице ниже.
Например, покрышки для первичной комплектации автомобилей Mercedes-Benz можно легко определить по маркировке MO (Mercedes Original) и ее различным вариациям: E-MO, MO-V, MO1 и др. Такие шины не только устанавливаются на заводах, но и доступны в продаже. Это значит, что водитель, который полностью выкатал комплект оригинальной заводской резины, может без проблем приобрести такие же шины и снова установить их в авто.
Почему важно использовать омологированные шины
Наличие маркировки, указывающей на омологацию шин, дает водителю гарантию того, что эти покрышки позволят полностью раскрыть потенциал автомобиля и смогут выносить экстремальные нагрузки, не создавая каких-либо рисков для безопасности движения. Кроме того, при прочих равных условиях омологированная резина служит дольше, чем обычные автошины без омологации. Это объясняется тем, что омологированные покрышки разрабатываются с учетом характеристик подвески автомобиля и ее возможных настроек (во многих авто имеется возможность регулировки жесткости подвески). Такие использование этих шин позволяет обеспечить корректное функционирование ESP, ABS, EBD, TPMS и других вспомогательных систем.
В некоторых случаях установка омологированных автошин является критически важной. В разных автомобилях могут применяться разные компоновки двигателей: заднемоторные, переднемоторные и их возможные варианты (например, в заднемоторной компоновке двигатель может располагаться перед колесной осью или позади нее). Из-за этого меняется центр масс и нагрузки по-разному распределяются между передними и задними колесами машины. Соответственно, применение неподходящих шин может привести к тому, что одни колеса будут чрезмерно нагруженными и могут повредиться. Другая колесная пара, наоборот, будет нагружена недостаточно – из-за этого уменьшится пятно контакта, и шины будут хуже контактировать с дорогой. В покрышках, прошедших омологацию, эти нюансы изначально учтены.
Использование шин, омологированных для других автомобилей
Покрышки, которые омологированы для автомобилей определенной марки, зачастую не подходят для машин других брендов. Например, шины с дополнительной маркировкой C1, разработанные для Chrysler Viper, не рекомендуется устанавливать на другие авто. Напротив, покрышки с маркировкой AO для автомобилей Audi могут без существенных ограничений использоваться в машинах других марок.
Одна и та же модель шины, омологированная для разных марок авто, может иметь совершенно разные рисунки протекторов, составы резины, конструкцию и др. Пример можно увидеть на прикрепленном изображении. На нем показана шина Pirelli P Zero в четырех модификациях протектора, омологированных для автомобилей Audi, Porsche, Lamborghini и Ferrari. На изображении можно увидеть, что разные вариации этих покрышек отличаются размерами и формой блоков, структурой ламелей и даже шириной профиля. Несмотря на то, что на нем изображены шины одного типоразмера, они визуально отличаются друг от друга по ширине. Это вполне нормальное явление, поскольку ширина профиля указывается в размерах покрышек с шагом 10 мм. Соответственно, при незначительных отклонениях на несколько миллиметров типоразмер может оставаться одним и тем же.